Встретимся через 20 лет, кофейный пасьянс, долгие сборы Wal-Mart и другие материалы в журнале «Секрет Фирмы» №15
ТЕМА НОМЕРА
Встретимся через 20 лет
Сегодня мало кто отдает себе отчет в том, что переплачивает неразумные деньги за ненужные, в сущности, товары и услуги. «Секрет фирмы» заглянул в будущее и выяснил, какие бизнесы умрут и какие появятся через пару десятков лет.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
Кофейный пасьянс
Израильская компания Strauss Group купила два российских кофейных брэнда. Похоже, рынок кофе перешел на новую ступень развития: местным маркам придется либо продаваться, либо умирать.
Долгие сборы
Wal-Mart вышел на финишную прямую. В компании появился топ-менеджер, хорошо знакомый с российскими реалиями. Не исключено, что крупнейший в мире ритейлер займется нашим рынком уже в этом году.
Зарплатная кредитка
За два года Герман Греф обещает сделать Сбербанк лидером рынка кредитных карт. Для запуска проекта он выбрал не самое удачное время, но вряд ли банковский монстр это заметит.
Буксир для «Флагмана»
Новый собственник «Флагмана» ТД МВЗ обещает не пожалеть $10 млн, чтобы вдохнуть новую жизнь в бывалый водочный брэнд.
Fox вышел на охоту
20th Century Fox подала в суд на российского партнера «Гемини фильм интернациональ». Голливудский мейджор уверяет, что шесть лет не получал денег за прокат своих картин в СНГ.
Сообразили на троих
Владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко может продать флагманское предприятие компании — Калужский ЛВЗ, но с любимыми брэндами расстаться не готов.
Народный минивэн
АвтоВАЗ нашел способ выпустить совместно с Renault новую модель, но при этом не перейти дорогу собственным маркам.
Питер преткновения
«Глобус гурмэ» собирается в ближайшие месяцы привлечь акционерный капитал для расширения своей сети. Компания боится отстать от быстрорастущего рынка премиального ритейла.
Игры кончились
Контрольный пакет крупного российского производителя компьютерных игр компании «Бука» может быть продан в ближайшее время. Самый вероятный претендент — прямой конкурент «Буки» фирма 1С.
Зачем компании берутся за старое
Потребители интересуются винтажными вещами. Это подстегивает компании возобновлять производство давно забытых продуктов или хотя бы выпускать их в коллекционных сериях.
Прожорливая «Марта»
REWE Group отказалась от покупки сети «Гроссмарт». Стартовал один из самых громких разводов в российском розничном бизнесе. Причина извечная — алчность.
ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА
«Нам нужно пять кварталов, чтобы стать прибыльными»
«Ситроникс» в третий раз пересмотрел стратегию. Его президент Сергей Асланян уверен, что сумеет не только разобраться с убытками, но и превратить компанию в концерн мирового уровня.
Дымовая завеса
Небольшая новосибирская компания «Виртекс-food» производит странные продукты: жидкий дым, маринады для шашлыков и заправки для корейских салатов. Но благодаря этой странности компании удалось занять место на полках в крупнейших сетях.
Брэндовая затея
Намереваясь покорить столицу, ростовская сеть «Косметичка» заказала ребрэндинг у британского агентства Wolff Olins. С Москвой не получилось. Теперь новая концепция должна помочь сети удержаться в своем регионе.
Лечебный курс
«Аптечная сеть 36,6» сбрасывает балласт, чтобы остаться на плаву. Интенсивный рост за счет M&A, благодаря которому компания превратилась в крупнейшего фармритейлера России, оказался для нее слишком обременительным.
КОНКУРЕНЦИЯ
Третья волна
Вакханалия — вот что с 70-процентной вероятностью будет твориться на российском винном рынке до 2020 года. И явится она следствием того, что сегодня алкогольный бизнес в России остается марионеткой в руках государства.
Закон бревна
Россия заполняется дешевым лесом, который должен похоронить немалую часть его добытчиков и даже кое-кого из переработчиков. Тех, кто выплывет, ожидает награда: обилие дешевого сырья. И наказание — иностранные концерны, строящие в России собственные производства.
Провинились
Молдавские виноделы возвращаются. Голодные и изрядно подорожавшие. Российские компании серьезного конкурента в них не видят — и совершенно напрасно.
ЛАБОРАТОРИЯ
Показательный урок
Уникальный случай: в этом году школа, работающая в России, впервые попала в сотню лучших мировых. Правда, российская она лишь по прописке, а по национальности два года как бельгийская. Чтобы разобраться, как отечественная школа стала европейской, корреспондент «Секрета фирмы» отправился в Санкт-Петербург.
Дьяволы в деталях
На российском рынке труда начинается тихая революция. На место руководителей-полководцев приходят бухгалтеры.
Гадя буду
Orion Choco-Pie уходит от образа чисто детского брэнда. Новое лицо марки — Гадя Петрович Хренова — должен завоевать подростковую аудиторию, не оттолкнув при этом лояльных потребителей — мам и детей.
Последняя осень
Наверное, мало кто знает, кто такой Юджин О'Келли и что он сделал для компании KPMG. Но его последний аудиторский отчет о том, как он провел последние месяцы своей жизни и какие уроки извлек перед лицом надвигающейся смерти, прочитали сотни тысяч людей.
«Бизнес выбирают любители затаить обиду»
Менеджеров-демагогов скоро вытеснят менеджеры-повара. Своими фирменными рецептами с «Секретом фирмы» поделился известный консультант по разрешению конфликтов Марк Герзон.
ИДЕИ
Детский труд по франшизе
Вокруг детского труда плодятся «взрослые» бизнесы и услуги. Больше всего рынок услуг для юных предпринимателей вдохновляет сторонников семейных ценностей.
Фокус-группа под гипнозом
Пытаясь проникнуть в подсознание потребителей, компании в ходе маркетинговых исследований все чаще прибегают к гипнозу.
Фоторамкам — цифровая смерть!
Цифровые фоторамки скоро исчезнут: им на смену придут «рамочные» телевизоры.
Очередной вопрос
Когда я далеко от Москвы и мне надо быстро поесть, я могу зайти в McDonald's. Купив три филе-о-фиш и вытащив оттуда одну рыбу, а потом добавив три салата, можно сделать съедобное блюдо. Но часто останавливает одно: очередь из трех человек. Я ненавижу очереди.
Черный поиск
Посетителей сайта RushmoreDrive.com приветствует ролик с оживленно жестикулирующим афроамериканцем средних лет в главной роли. С характерным произношением он выговаривает: «Это первая поисковая платформа для темнокожих — таких как вы!»
Пчелиная карма
«Я тащусь от офисов Google. Но приходить на работу по звонку — не мое. Даже если звонок в 12 дня, как у «Яндекса»», — признается 24-летний киевлянин, менеджер интернет-проектов и закоренелый фрилансер Александр Юркин.
БАНК РЕШЕНИЙ
Зацепиться за лидера
Компания Online System Group разработала технологию для управления интернет-магазином непосредственно из учетной системы 1С. Руководство фирмы рассчитывало на то, что лидерские позиции 1С на российском рынке автоматизации малого и среднего бизнеса позволят OSG успешно продвигать продукт, но пока надежды не оправдались.
Ниша каши
Единственному в России производителю сублимированных продуктов «Галактика инк» не удается наладить продажи. Основная доля уникальной продукции поставляется в качестве ингредиентов для продуктов быстрого приготовления.
СПРОСИ СЕКРЕТ ФИРМЫ
Вопросы-ответы
Хотим открыть продуктовый магазин класса премиум. Что надо учитывать при планировании торгового пространства?
ПРИНЦИПЫ
Принципы Томодзо Мацумото
В 2007 году продажи телевизоров Viera выросли в России более чем в два раза, продажи фотокамер Lumix — на 70%. Неизвестно, смогло бы российское представительство Panasonic в прошлом году установить для себя рекорд продаж, если бы не команда менеджеров во главе с Томодзо Мацумото.